В память о Мясине Е.Б.

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

В память о Мясине Е.Б.

П.Б. Шелищ, председатель Союза потребителе Российской Федерации:

Ушел из жизни Евгений Борисович Мясин, один из основоположников советского и российского потребительского движения, в течение многих лет сопредседатель - по сути исполнительный директор Союза потребителей России и мой близкий товарищ. Более десяти лет мы делили один кабинет в Государственной Думе, и Женя сыграл важную роль в решении не только потребительских, но и многих иных социально значимых проблем, в помощи сотням обращавшихся за помощью граждан и организаций. Он многому меня научил, бывал ко мне строг, но я не обижался, нередко признавая его правоту и всегда – благородство мотивов. И когда нам пришлось покинуть этот кабинет, до тех пор, пока позволяло здоровье, Евгений Борисович оставался главным организатором работы Союза и созданной по нашей инициативе общероссийской сети правовой защиты потребителей, увы, без внешней поддержки скончавшейся значительно раньше своего руководителя. И без него никогда не была бы написана наша общая книга «Права потребителя: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях?», вышедшая в Библиотечке Российской газеты в 2012 г. и после этого уже дважды переизданная. В завершающей главе книги есть его воспоминания о том, как начиналось потребительское движение в СССР, прилагаю их к этому некрологу.

От имени всех коллег Евгения Борисовича по общей работе в Союзе потребителей России и в Государственной Думе выражаю соболезнования вдове Елене Константиновне, сыну Илье Евгеньевичу и его семье. Заверяю вас, что светлая память о Жене - Евгении Борисовиче Мясине останется с нами, пока мы живы.

 

Е.Б. Козьякова, сопредседатель СПРФ, директор Центра независимой потребительской экспертизы:

Все лучшее в душе наших коллег - преданность делу, профессионализм, целеустремленность, доброта, взаимовыручка - было воплощено в Евгении Борисовиче, Жене, который много лет с нами дружил, делился опытом и знаниями, приезжал, помогал, невзирая на сложности со здоровьем. 

Он жил, отдавая себя нам, навыхлест, свято верил в нужность нашего дела, организовывая и поддерживая все, что считал позитивным и нужным для развития в нашей стране важнейшего условия комфортной жизни - национальной системы защиты прав потребителей. 

Все сотрудники Центра независимой потребительской экспертизы глубоко скорбят, для всех нас это большая потеря, но Женя был в нашей жизни, мы с ним работали и любили его, и это дает нам силы работать на нашем с ним общем поле дальше и в каждой душе хранить теплые и добрые о нем воспоминания. 

Он с нами, с каждым из нас.  

 

Из книги П.Б. Шелища и Е.Б. Мясина «Права потребителя: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях?», Библиотечка Российской газеты, выпуск 21, М., 2012, раздел 6.1. Как начиналось потребительское движение в России:

Евгений Мясин: Так уж получилось, что в середине 1988 г.  сотрудники ВНИИ по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) включились в зарождавшееся тогда в СССР потребительское движение. «Мы занимаемся изучением спроса покупателей – кому, как не нам, следует заняться и их защитой», с этими словами обратился ко мне директор нашего института Андрей Орлов. «При «Неделе» на базе «Клуба покупателей» начал действовать пока еще неформальный центр, который готовит почву для создания всесоюзной потребительской организации, продолжил он, - туда подключились Леонид Бочин и Вячеслав Ненадышин, а тебе предлагаю создать что-то подобное уже при институте». Сказано – сделано. К концу года Клуб потребителей был создан, и в качестве его председателя я стал участвовать в дискуссиях на потребительские темы, которые периодически организовывала «Неделя».  

 Надо сказать, что известинский еженедельник «Неделя» в те годы был необыкновенно популярен, поскольку его тематика охватывала простые вопросы человеческого бытия, в том числе и чисто бытовые проблемы. В «Неделе» охотно публиковали материалы сотрудников ВНИИКСа, поскольку институтские исследования касались самых злободневных вопросов того времени: природа дефицита, как рационально вести домашнее хозяйство, какими потребительскими свойствами должны обладать товары и т.п. Несколько, по-моему, удачных публикаций в «Неделе» в рубрике «Институт домашнего хозяйства», который вела Елена Мушкина, пришлись и на мою долю. Поэтому демократическая и достаточно свободная атмосфера «Недели» для меня не была в новинку. Было много интересных публикаций, горячих обсуждений, споров о положении потребителей в стране, где собственник на все и вся государство, о том, может ли и каким образом общество встать на защиту интересов потребителя, чьи права нарушает государство.    

 Подобный ход событий мог бы продолжался еще долго, если бы не сообщение, прозвучавшее в сентябре того же года на всю страну в телевизионной информационной программе «Время» о создании в Ленинграде Клуба потребителей, председателем которого стал Петр Шелищ. Оно стало сигналом к действию для демократически настроенных масс граждан. Уже в декабре был создан Московский союз потребителей, первым председателем которого стал известный ученый-экономист академик Станислав Шаталин, и процесс, как говорится, пошел.  

ЦК КПСС, естественно, не мог пустить на самотек процесс создания правозащитных организаций, не мог он уже и просто прикрыть формирующееся потребительское движение. Поэтому на самом верху было принято решение создать при ВЦСПС (по законам того времени единственной организации,  наделенной правами негосударственной защиты граждан) группу по подготовке учредительной конференции будущей всесоюзной организации,  защищающей  права потребителей. Группу возглавил Анатолий Каннабих, который энергично включился в организационную работу. В группе было всего три человека, в том числе очень симпатичная и работящая сотрудница Маша, которая вскоре приобрела фамилию мужа - Каннабих (Сейчас Мария Каннабих - известная правозащитница, член Общественной палаты РФ).  

С Анатолием Каннабихом мне пришлось очень дружно и плодотворно работать весь 1989 год пока шла подготовка учредительной конференции. В то время, как  Александр Аузан, Леонид Бочин, Петр Шелищ, Михаил Полячек, Вячеслав Ненадышин и еще десятка полтора  втянувшихся в процесс активистов потребительского движения готовили учредительные документы, декларации, спорили о принципах и формах  потребительского движения,  Каннабих занимался рутинной работой по формированию республиканских и региональных обществ потребителей, установлению с ними связи, оказанию им через профсоюзы, органы власти поддержки на местах. И в этом бесценную помощь (не боюсь показаться нескромным) он получил со стороны Клуба потребителей, созданного при ВНИИКСе.  Хочу подчеркнуть, что при создании Клуба мы – его члены - с учетом профессиональных навыков (экономисты, социологи, маркетологи, товароведы) сразу поставили задачу стать организационно-методическим центром для развивающегося движения. Это нашло отражение в самом его названии: Клуб содействия движению в защиту прав потребителей.  Мы готовили методички по организации обществ потребителей и их регистрации в органах власти, информацию о правилах торговли, о состоянии торговли потребительскими товарами. Но первое, что мы сделали – обратились к коллективам сотрудников филиалов нашего института, которые были во всех столицах союзных республик, с призывом включиться в потребительское движение и создать общественные организации по защите потребителей в своих городах и республиках. Не везде этот призыв был поддержан. В Прибалтике потребительское направление стало составной частью национально-демократических движений. Где-то ждали команды местных партийно-государственных органов. Приходилось ездить, уговаривать, объяснять. Но тем не менее на базе коллективов  филиалов института или при их активном участии были созданы  потребительские  организации в Украине (там одним из руководителей стал наш сотрудник Фалькович), в Грузии (Шубладзе), в Молдавии (Бродский), в Туркмении (Акаев), в Алма-Ате (Ермакова).  

Создание потребительских организаций проходило весьма не просто и не гладко. К нашему движению иногда пытались примазаться и экстремистски настроенные группы. Для них главный лозунг тех лет был «долой», конкретных конструктивных программ у большинства из них не было. Им было важно использовать любую трибуну, любую возможность, только чтобы их «нет» и «долой» прозвучали как можно громче. Однажды из нашего Алма-Атинского филиала пришло тревожное сообщение. Там должна была состояться учредительная конференция по созданию городской организации потребителей, где, как мне сообщили, националистически настроенные радикальные группы собирались получить большинство при выборах в руководящий орган и превратить общественную организацию в инструмент борьбы с местными и московскими властями. Я объяснил Анатолию ситуацию. Он сразу же согласился вылететь в Алма-Ату.  

 В Алма-Ате действительно конференция проходила очень бурно. Каннабиху и мне поочередно пришлось выступать по несколько раз, объясняя цели движения, оппонируя экстремистам и националистам, представляя адекватных кандидатов и призывая за них голосовать. В результате после многочасовых дебатов были приняты приемлемые учредительные документы, а в правление вошли    вполне вменяемые люди. 

На пути к учреждению Федерации обществ потребителей СССР было еще много сложностей. Для демократически настроенных лидеров потребительского движения очень важно было бесконфликтно вырваться из дружеских объятий ЦК КПСС и ВЦСПС, закрепить в уставе реальные права Федерации, избрать в руководящие органы действительных, а не мнимых правозащитников.  

Случались и смешные ситуации. Так, однажды меня и ответственного секретаря нашего клуба В.Толкачева пригласили на встречу в редакции газеты «Экономика и жизнь». Тема встречи была связана с защитой прав потребителей, там были экономисты,  социологи, журналисты, но не было никого, кроме нас с Толкачевым,  кто был связан с «Неделей» и группой Каннабиха.  После долгих не очень конкретных разговоров о проблемах потребителей ведущий вдруг сходу предложил: а давайте-ка мы здесь и сейчас создадим Всесоюзное общество защиты прав потребителей. На мое возмущение, что такие вопросы экспромтом не решают и не надо заниматься профанацией, было предложено просто проголосовать. И проголосовали… Правда, кроме как в материалах номера, посвященных этой встрече, более нигде и никогда об этом казусе    не упоминалось. Видимо, в ЦК КПСС руководству своего печатного органа дали за самодеятельность по рукам.  

Ну, а затем была долгожданная и праздничная атмосфера учредительной конференции ФОП СССР, подарившая гражданам страны надежду, что отныне потребители смогут защищать свои интересы и права не поодиночке, а сообща.