НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Введение: история конфликта
В российском потребительском сообществе назрел серьезный конфликт между покупателями и одним из крупнейших спортивных ритейлеров — сетью «Спортмастер». Поводом стало систематическое нарушение прав потребителей и отказ компенсировать расходы на независимую экспертизу товаров ненадлежащего качества. История, которая началась с единичного случая возврата бракованных кроссовок, трансформировалась в полноценное исполнительное производство №368172/25/77033-ИП, возбужденное Черемушкинским отделом судебных приставов ГУФССП России по г. Москве.
Что же происходит, когда крупная корпорация забывает о базовых принципах работы с потребителями? Как Верховный суд РФ оценивает подобную практику? И почему деловая репутация для «Спортмастера» оказалась менее важной, чем экономия на экспертизах?

Данная статья подробно разберет, когда все же возможно вернуть машину в двухнедельный срок, ссылаясь на конкретные статьи закона и позицию Верховного Суда РФ.

Покупка смартфона — значительная трата денег, и особенно обидно, когда устройство оказывается некачественным: быстро разряжается, зависает, имеет заводские дефекты или вовсе не работает. К каких случаях потребитель имеет полное право вернуть деньги? Разберём, как это сделать по закону, со ссылками на статьи Закона РФ "О защите прав потребителей".
Архив новостей RSS
30 лет со дня принятия Закона «О защите прав потребителей»

7 февраля 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия в России Закона «О защите прав потребителей».
Принятый в 1992 году Закон наделил российских потребителей важнейшими неотчуждаемыми правами и гарантиями, которые были провозглашены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 в 1985 году.
Также Закон предоставил потребителям целый ряд дополнительных гарантий реализации прав на обмен либо возврат отдельных видов качественных товаров и прочее.
Практическая значимость принятого Закона, главным образом, была обусловлена тем, что в нем впервые были определены не только права, но и обозначены конкретные механизмы их реализации путем консолидации усилий государства и общества.
Закон, безусловно, во многом способствовал появлению в нашей стране национальной системы защиты прав потребителей, содействовал разработке и применению различных норм и требований к безопасности и качеству товаров и услуг.
На протяжении 30 лет в закон вносились различные поправки и дополнения с целью совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей.
В Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной в 2017 году Постановлением Правительства РФ № 1837-р отмечается, что в настоящее время «развитие сферы защиты прав потребителей осуществляется в русле общего курса экономических, социальных и правовых реформ с учетом институциональных преобразований и влияния конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке».
Однако «в сложившейся системе правового регулирования отношений с участием потребителей существуют как пробелы, так и несогласованность отдельных федеральных законов между собой, что в отсутствие четкой иерархической подчиненности специальных норм основополагающим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации зачастую порождает правовую неопределенность (противоречивую правоприменительную практику), следствием которой являются случаи злоупотреблений, причиняющих ущерб потребителям. Многочисленные изменения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей (прежде всего, в финансовой сфере, в сфере связи и жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах) свидетельствуют о необходимости системной переработки указанного законодательства, определения терминологического аппарата с последующей кодификацией обширного массива норм, регулирующих правоотношения с участием потребителей, и его актуализации с учетом международного права».
Учитывая положения статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» Союз потребителей Республики Татарстан, являясь старейшей общественной потребительской организацией в России, на протяжении многих лет активно:
- участвует в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- осуществляет общественный контроль за соблюдением прав потребителей в Республике Татарстан;
- проводит независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- распространяет информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая способствует реализации прав и законных интересов потребителей;
- обращается в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
- вносит в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
и прочее.